|
Лесной
Родник
х.м.;
60х50; 2002 г. |
|
Берега
х.м.;
60х40; 2000 г. |
|
Земляника
х.м.;
60х50; 2001 г. |
|
Окунь
х.м.;
60х40; 2002 г. |
|
Кусочек
Сахара
х.м.;
60х50; 2002 г. |
|
Выпавшая
Страничка
х.м.;
60х70; 2002 г. |
|
Колыбельная
х.м.;
60х80; 2002 г. |
|
Поцелуй
х.м.;
60х50; 2001 г. |
|
Соломенка
в Гнездо
х.м.;
60х80; 2002 г. |
|
«Сны
Алтынчеч» - на сегодня основной проект, над которым работает Булат
Гильванов. Серия картин задумана как создание образов девушек-воительниц,
погибших в войне булгар с монгольскими ханами в начале тринадцатого
века.
В 1222 году
монгольская армия впервые напала на Волжскую Булгарию. Булгары отбили
атаку захватчиков, но в последующие годы походы на волжское государство
возобновлялись несколько раз – до тех пор, пока почти все города
Булгарии не были разрушены. В этих битвах пали и отец Алтынчеч,
эмир Волжской Булгарии, и ее возлюбленный, а сама принцесса и еще
сорок ее подруг взяли в руки оружие, чтобы отстоять свою землю.
Все они погибли, и героическая смерть булгарских воительницпо-разному
отразилась в легендах, дошедших до нынешних поколений их потомков.
Говорят также, что в столице Волжской Булгарии Биляре появились
родник, в который превратились павшие защитницы города. И еще есть
версия, по которой Алтынчеч замуровала себя вместе с государтсвенной
казной где-то в Уральских горах, откуда она и должна когда-нибудь
выйти.
Вот что рассказывает
об идее проекта «Сны Алтынчеч» сам автор:
По-моему, образ Алтынчеч в нашей культуре можно считать забытым,
и, конечно, незаслуженно. Что сегодня напоминает об этой героини?
– разве что опера «Алтынчеч», но и в ней булгарская принцесса представляется
как нечто меньшее, чем она была в жизни – в сознании народа она
остается просто прекрасной дочерью древнего правителя нашего государства.
Я же хочу представить ее в той вынужденной ипостаси девушки-воина,
какая ей свойственна по легенде.
Персонажи картин Булата – Алтынчеч и ее подруги-соратницы – написаны
красивыми, умными и отважными. Он считает, что современные потомки
древних булгар таковыми и остались, несмотря на то, что все больше
отдаляются от своих культурных корней. Поэтому в концепцию проекта
заложено слияние современной эстетики и древнего антуража. Для достижения
своей цели Булат приглашает позировать часто известных девушек в
Татарстане и в России татарских девушек. Например, одной из подруг
Алтынчеч стала Дина Низамутдинова, ведущая «Новостей отЛарисы»,
другой – Гульнара Исмаева, полгода державшая за собой первое место
в хит-параде «Татар Радиосы». В будущем Булат надеется предложить
роль в проекте и поп-звезде Алсу. Все эти девушки на полотнах Гильванова
становятся древними воительницами благодаря историческим изысканиям
автора. Для полной достоверности он упорно занимается реконструированием
булгарских одежд, вооружения и женских украшений эпохи тринадцатого
века.
Когда работа над проектом только начиналась, я подумывал написать
сорок картин – по числу легендарных героинь, не считая Алтынчеч.
Но сейчас концепция изменилась – количество перестало быть важным,
гораздо ценнее подольше поработать над каждой из работ. На данный
момент у меня написано пятнадцать воительниц. Кроме того, я решил
привязать к проекту и другие картины – совсем иного направления,
но обладающие единой духовной связью с содержанием «Снов…». Потому
проект и озаглавлен не просто именем принцессы, а ее снами – более
абстрактные работы в духе модернизма на основе фольклора как раз
и станут этими сновидениями. Это, к примеру, фольклорные перфомансы
в духе гравюрной техники, которые отчасти даже противоречат эстетике
проекта, в связи с чем их будет трудно подать экспозиционно, но,
тем не менее, я вижу их место именно в рамках этого проекта. Также
я собираюсь написать для «Снов…» батальные картины, и недавно специально
ездил в Выборг на фестиваль «Рыцарский замок», чтобы набраться впечатлений
и увидеть нужные ракурсы. В целом стилистическое направление этого
проекта можно будет назвать, наверное, как-нибудь вроде «этнического
авангарда». |