«Дочери
Татарстана в снах Алтынчеч»
Героиню народной
легенды Алтынчеч большинство татарстанцев воспринимают сегодня как некую
красавицу древности, не зная, какие именно события стоят за ее вековой
славой. Но те люди, которые знакомы с историей об Алтынчеч и сорока девушках,
помнят также и о том, что по одной из версий этой легенды настанет день,
когда булгарская принцесса вернется к своему народу, возвещая тем самым
начале возрождения булгарской культуры. Во имя приближения этого дня и
ради сохранения национальных культурных ценностей живет и работает в Казани
художник Булат Гильванов, автор проекта «Сны Алтынчеч».
В свои 32 года
Булат – состоявшийся художник, признанный не только на родной земле, но
и за рубежом. Его личная биография неотделима от творческой – добрую часть
жизнеописания художника занимают сведения об его участии в выставках и
культурных мероприятиях, связанных главным образом с тюркоязычным миром.
Урожденный елабужанин, Булат, в 1997 году окончил факультет графики Санкт-Петербургского
Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И. Е. Репина и уже год спустя стал делегатом от Татарстана на первом
созыве международной организации ТЮРКСОЙ в Турции. Деятельность ТЮРКСОЙ,
объединившая министерства культуры тюркских республик и стран, направлена
на популяризацию фольклора и современных течений в тюркоязычной культуре
– организацию тематических акций и выставок, покупку и распространение
произведений, в частности живописи.
«Сны Алтынчеч»
- на сегодня основной проект, над которым работает Булат Гильванов. Серия
картин задумана как создание образов девушек-воительниц, погибших в войне
булгар с монгольскими ханами в начале тринадцатого века.
В 1222
году монгольская армия впервые напала на Волжскую Булгарию. Булгары отбили
атаку захватчиков, но в последующие годы походы на волжское государство
возобновлялись несколько раз – до тех пор, пока почти все города Булгарии
не были разрушены. В этих битвах пали и отец Алтынчеч, эмир Волжской Булгарии,
и ее возлюбленный, а сама принцесса и еще сорок ее подруг взяли в руки
оружие, чтобы отстоять свою землю. Все они погибли, и героическая смерть
булгарских воительницпо-разному отразилась в легендах, дошедших до нынешних
поколений их потомков. Говорят также, что в столице Волжской Булгарии
Биляре появились родник, в который превратились павшие защитницы города.
И еще есть версия, по которой Алтынчеч замуровала себя вместе с государственной
казной где-то в Уральских горах, откуда она и должна когда-нибудь выйти.
Вот что рассказывает
об идее проекта «Сны Алтынчеч» сам автор:
По-моему, образ Алтынчеч в нашей культуре можно считать забытым, и, конечно,
незаслуженно. Что сегодня напоминает об этой героини? – разве что опера
«Алтынчеч», но и в ней булгарская принцесса представляется как нечто меньшее,
чем она была в жизни – в сознании народа она остается просто прекрасной
дочерью древнего правителя нашего государства. Я же хочу представить ее
в той вынужденной ипостаси девушки-воина, какая ей свойственна по легенде.
Персонажи картин Булата – Алтынчеч и ее подруги-соратницы – написаны красивыми,
умными и отважными. Он считает, что современные потомки древних булгар
таковыми и остались, несмотря на то, что все больше отдаляются от своих
культурных корней. Поэтому в концепцию проекта заложено слияние современной
эстетики и древнего антуража. Для достижения своей цели Булат приглашает
позировать часто известных девушек в Татарстане и в России татарских девушек.
Например, одной из подруг Алтынчеч стала Дина Низамутдинова, ведущая «Новостей
отЛарисы», другой – Гульнара Исмаева, полгода державшая за собой первое
место в хит-параде «Татар Радиосы». В будущем Булат надеется предложить
роль в проекте и поп-звезде Алсу. Все эти девушки на полотнах Гильванова
становятся древними воительницами благодаря историческим изысканиям автора.
Для полной достоверности он упорно занимается реконструированием булгарских
одежд, вооружения и женских украшений эпохи тринадцатого века.
Когда работа над проектом только начиналась, я подумывал написать сорок
картин – по числу легендарных героинь, не считая Алтынчеч. Но сейчас концепция
изменилась – количество перестало быть важным, гораздо ценнее подольше
поработать над каждой из работ. На данный момент у меня написано пятнадцать
воительниц. Кроме того, я решил привязать к проекту и другие картины –
совсем иного направления, но обладающие единой духовной связью с содержанием
«Снов…». Потому проект и озаглавлен не просто именем принцессы, а ее снами
– более абстрактные работы в духе модернизма на основе фольклора как раз
и станут этими сновидениями. Это, к примеру, фольклорные перфомансы в
духе гравюрной техники, которые отчасти даже противоречат эстетике проекта,
в связи с чем их будет трудно подать экспозиционно, но, тем не менее,
я вижу их место именно в рамках этого проекта. Также я собираюсь написать
для «Снов…» батальные картины, и недавно специально ездил в Выборг на
фестиваль «Рыцарский замок», чтобы набраться впечатлений и увидеть нужные
ракурсы. В целом стилистическое направление этого проекта можно будет
назвать, наверное, как-нибудь вроде «этнического авангарда».
По ощущениям художника, которые он озвучил в разговоре, трагедия тринадцатого
века, когда Волжская Булгария оказалась в руинах, разрушенная монголами,
культурное наследие этого государства не только не восстановилось, но
с веками только продолжало постепенно отмирать. Сегодня булгарская культура
на грани исчезновения – само название этноса давно стало другим.
В будущем татар ждет либо полное растворение этноса, либо перерождение
в какую – либо иную формацию с другим, не свойственным нам менталитетом.
Моя цель – своей работой поддержать этническую культурную среду. От того,
что нынешнее состояние национальной духовности неутешительно для меня,
как раз и возник интерес к реконструированию былого. Причем, интересны
не только одежда и оружие, важно и то, в каких природных условиях люди
жили в прошлом и как изменяли их под свои нужды. Еще Гумилев говорил о
взаимосвязях между ландшафтом и культурой проживающего в нем этноса. Особенности
ландшафта влияют на духовность и культурные потребности народа, формируют
традиции до того, момента, пока цивилизация не реализуется. Потом уже
люди начинают сами изменять вид окружающего мира. Таким образом, по состоянию
ландшафта, по локальной экологической ситуации можно определить и уровень
культурного развития народа. И та, в общем-то, ясно, что с людьми, живущими
в запустении, что-то неладно.
Булат Гильванов вообще ценит красоту – в первую очередь окружающей природы,
которая суть условия правильной жизни. Из Питера он уехал после учебы,
потому что тамошний дождливый климат пришелся не по душе. Лето, по его
мнению, приятнее всего проводить здесь, в Татарстане, хотя самому приходиться
постоянно ездить в Турцию - там лучше продаются картины, реализуются профессиональные
интересы. В плане профессионализма он может назвать себя счастливым художником,
потому что в частные коллекции у него покупают не только заказные (написанные
на заданную тему по идее заказчика), но и творческие, свои работы, правда,
в основном за рубежом. В музейные же коллекции, наоборот, искусствоведы
приобретают картины, в которых ярче выражены душевные устремления автора.
Федор Жуков.
«Региональная Экологическая газета». - 25 августа. - 2004 г. |